О неомальтузианском характере современной демографии

 

Более 200 лет прошло с тех пор, как английский священник Мальтус выдвинул теорию, согласно которой благосостояние трудящихся при капитализме определяется естественным законом народонаселения. Мальтус утверждал, что население всегда давит на средства существования и с увеличением производства увеличивается и население, и что присущая ему тенденция размножаться свыше имеющихся в его распоряжении средств существования является причиной всей нищеты, всех пороков. Всю свою систему этот «клерикальный демограф» построил на следующем расчёте: народонаселение якобы возрастает в геометрической прогрессии: 1+2+4+8+16+32 и т.д., а производительная сила земли – в арифметической прогрессии: 1+2+3+4+5+6 и т.д. И из всего этого делался вывод, что именно бедняки оказываются избыточными и для них ничего не следует делать, как только по возможности облегчить им смерть от голода, убедить их, что для всего их класса единственное спасение состоит в том, чтобы по возможности меньше размножаться.

Думаю, эта теория повергает в шок современных обывателей, однако же, вся современная демография представляет собой не более чем прикрашенное и завуалированное красивыми фразами мальтузианство.

С  древнейших времён до начала 19 века численность населения земли колебалась в пределах 1 миллиарда человек и только к 1830 г. она достигла 1 миллиарда. Затем численность населения стала расти крайне быстрыми темпами. Примерно через 100 лет после достижения миллиардного уровня (около 1930 г.) оно достигло 2 миллиардов, 30 лет спустя – 3  миллиарда, в 1975 году – 4 миллиарда, в 1987 – 5 миллиардов, в 2000 – более шести.  Всё это дало основание ещё в 1974 году авторам одной из глобальных моделей народонаселения М. Месаровичу и Э. Пестелю высказать следующий тезис: «Мир болен раком, и этот рак – человек». Совершенно очевиден неомальтузианский, человеконенавистнический характер этого тезиса. Однако же, если обратиться к современной демографической литературе, мы увидим, что, в конечном счете, все сегодняшние теории и «глобальные модели» народонаселения построены именно на фундаменте мальтузианства.

В демографической истории человечества можно условно выделить два больших периода. Первый из них соответствовал докапиталистическим формациям и продолжался примерно до 17 века. Он отличался сравнительно низким приростом населения. В условиях первобытнообщинного строя, даже при наличии полигамии, естественный прирост был незначителен, поскольку рождаемость и смертность, находясь на одинаково высоком уровне, уравновешивали друг друга.

Наиболее заметные изменения в численности жителей земного шара, ознаменовавшие переход ко второму периоду демографического развития, произошли за последние три столетия, то есть с переходом к капитализму.

Обычно демографы отмечают, что в развитых странах низкий коэффициент рождаемости и смертности обусловливают практически неизменный уровень населения. Напротив, в развивающихся странах при относительно низкой смертности сохраняется высочайшая рождаемость. Это верно. Но не в том смысле, как это полагают буржуазные учёные.

При капитализме борьба капитала с капиталом, труда с трудом, развитых стран со странами развивающимися приводит производство в лихорадочное состояние. Ни один капитал не может выдержать конкуренции другого, если не разовьет своей деятельности до высшего предела. Ни один рабочий не может выдержать конкуренции со стороны других рабочих, если он не отдаст работе все свои силы. Ни одно государство на мировом рынке не может выдержать конкуренции со стороны другого, если правящая в нём буржуазия не будет максимально эксплуатировать свой пролетариат, если она не будет подчинять себе другие, более слабые государства и народы, захватывать рынки сбыта и источники сырья, развязывать войны и конфликты в разных частях света. Таким образом, мир раскалывается на горстку империалистических стран-метрополий и большинство подчинённых, угнетаемых, задавленных стран и народов. На горстку развитых стран-капиталистов и огромный пролетарский массив развивающихся стран. В этих последних, разумеется, есть угнетающая национальная буржуазия, однако она находится в полном подчинении у буржуазии стран-метрополий. Сегодня в условиях империалистической глобализации эта тенденция проявляется с особой резкостью.

Следствием такого чрезмерного напряжения на одной стороне является неизбежное расслабление на другой. Когда спрос и предложение, производство и потребление фактически равны друг другу, в развитии производства с естественной неизбежностью должна наступить такая стадия, на которой должно оказаться так много производительной силы, что огромной массе народа (хоть в рамках отдельного государства, хоть в рамках всего земного шара) нечем будет жить – и именно от избытка.

Каждому общественному строю присущ свой закон народонаселения. В условиях капитализма существует относительное перенаселение, то есть безработица, как неизбежное следствие всеобщего закона капиталистического накопления. Что же представляет собой этот закон? Накопление капитала есть специфическая форма расширенного воспроизводства, свойственная капитализму, то есть воспроизводства капитала и капиталистических производственных отношений в возрастающих масштабах. Процесс накопления капитала расширяет арену капиталистической эксплуатации, ведёт ко всё большему росту богатства крупнейших капиталистов. Причём в условиях империалистической глобализации, глобального капитализма, этот закон обусловливает не только рост богатства класса капиталистов и ухудшение положения пролетариата в рамках отдельных государств, но и рост богатства в немногих странах – совокупных капиталистах, - и обнищание огромного пролетарского массива в странах «третьего» мира, за счёт которого обеспечивается беспрецедентное процветание «развитых свободных рыночных экономик».

Введение  и распространение машин означало вытеснение миллионов работников ручного труда немногими рабочими при машинах. Усовершенствование машин означает вытеснение всё большего и большего количества самих рабочих машинного труда, и как следствие образование усиленного предложения рабочих рук, превышающего средний спрос на них капитала. Таким образом, определённая часть рабочего класса оказывается безработной, то есть резервной армией труда для капиталистической промышленности. При экономических кризисах безработица резко увеличивается, при экономических подъемах – сокращается, однако никогда не может быть преодолена полностью, поскольку является условием капиталистического накопления. Эта промышленная резервная армия, висящая мёртвым грузом на ногах рабочего класса в борьбе за существование между ним и капиталом, служит регулятором заработной платы, удерживая её на низком уровне. Отсюда машина, усовершенствование производства вообще, становится мощным боевым средством капитала против пролетариата, средство труда постоянно вырывает из рук рабочего жизненные средства и произведённый рабочим продукт превращается в орудие его порабощения. Машина, мощнейшее средство для облегчения труда и сокращения рабочего времени превращается в самое верное средство для порабощения рабочего. Вот почему чрезмерный труд одной части рабочего класса (даже и в мировом масштабе) обусловливает полную безработицу другой части рабочего класса. Всеобщий закон капиталистического накопления, поддерживающий относительное перенаселение в равновесии с размерами накопления капитала, обусловливает накопление нищеты, голода, одичания, рабства на одном полюсе и чрезмерного богатства на противоположном.

Таким образом, при капитализме само производство рабочей силы регулируется законом конкуренции, а потому подвержено кризисам и колебаниям. Верно говорил Ленин, что «условия размножения людей зависят от устройства различных социальных организмов…» (Ленин В.И., Полн. собр. соч., 5 изд., т. 1, с. 476).

Сегодня человечество достигло колоссального уровня производительных сил. Но эти производительные силы находятся в глубочайшем противоречии с производственными отношениями, в рамках которых они развиваются – капиталистическими производственными отношениями. Производительные силы носят ярко выраженный общественный характер, а присвоение остаётся частнокапиталистическим. Это противоречие между общественным производством и капиталистическим присвоением воспроизводится как противоположность между организацией производства на отдельных фабриках и анархией производства во всём обществе, и далее между государственно-монополистическим регулированием в рамках отдельного государства и анархией на мировом рынке в целом.

Капитал растёт с каждым днём, рабочая сила растёт вместе с ростом населения, а наука с каждым днём всё больше и больше подчиняет силы природы и таким образом отпадает нелепая боязнь голода, «убывания плодородия почвы», истощения минеральных ресурсов и т.д. Эта беспредельная производительная способность, будучи использована сознательно и в интересах все людей, а не только империалистических хищников, вскоре бы сократила до минимума выпадающий на долю человека труд. Но в условиях остервенелой конкуренции она выполняет это, но только в рамках противоположности. Одна часть земли, какую сочтут нужными капиталисты, обрабатывается наилучшим образом – другая остаётся невозделанной. Одна часть капитала обращается с огромной скоростью – другая лежит без дела. Одна часть рабочих трудится не покладая рук, тогда как другая вынуждена сидеть без дела и прозябать в нищете. Если господа капиталисты считают, что проще тупо выкачивать из недр нефть, чем финансировать науку, то ни о каком положительном росте производства и освоения новых технологий производства (ресурсосберегающих, экологически чистых и т.д.) не может быть и речи. Более того, сегодня подъем: капитал обращается, рабочие трудятся, земля возделывается, а завтра наступает кризис перепроизводства: капитал в самом разгаре движения вдруг застывает, рабочих выбрасывают на мостовую и вся страна страдает от избыточного богатства и избыточного населения. И так сегодня бывает не только в рамках отдельных государств, но и в рамках целых экономических регионов, например Азиатский кризис 1998 года.   

Совершенно очевидно, что всякий здоровый взрослый человек производит больше, чем может сам потребить, что дети с избытком возвращают произведённые на них расходы, таким образом, каждый рабочий должен был бы иметь возможность производить значительно больше, чем ему требуется, таким образом, общество должно было бы охотно снабжать его всем необходимым, и таким образом, далее, большая семья должна быть для общества весьма желанным подарком. Но при капитализме потребление продуктов определяется не тем, сколько необходимо всем людям для безбедного существования (хотя на базе современных производительных сил это вполне возможно), а тем, сколько необходимо для получения прибыли капиталистами. Сюда опять-таки вклинивается основной экономический закон буржуазного общества – закон соотношения спроса и предложения.

«Противоречие между производством и потреблением, присущее капитализму, состоит в том, - говорит Ленин, - что производство растёт с громадной быстротой, что конкуренция сообщает ему тенденцию безграничного расширения, тогда как потребление (личное) если и растёт, то крайне слабо…Растут производительные силы общества без соответствующего роста народного потребления, без утилизации этих производительных сил на пользу трудящихся масс» (Ленин В. И. Полн. собр. соч., 5 изд., т. 4, с. 158-59).

Именно это порождает все крики о «перенаселении». В действительности же, как мы видим, если бы каждый трудоспособный имел доступ к общественным средствам производства, если бы производство развивалось в интересах миллионов рабочих, а не горстки капиталистов, то чем больше было бы людей, тем лучше, тем мощнее была бы производительная сила общества, тем больше бы каждый мог получить. 

Это конечно не значит, что население земли может увеличиваться хоть до 100 млрд. человек, но такого увеличения и быть не может. Уже сегодня на примере развитых стран, где уровень производительных сил значителен, даже несмотря на их капиталистическое применение, демографическая ситуация крайне стабильная, каждая семья имеет максимум двоих детей. Это объясняется рядом социально-экономических факторов: 1) дети в развивающихся, аграрных странах нередко трудятся наравне со взрослыми, принося дополнительный доход, напротив, в условиях урбанизации в развитых государствах возможности ребёнка внести свой вклад в благосостояние семьи ограничены; 2) в развитых капиталистических государствах существуют системы пенсионного обеспечения, напротив, в развивающихся странах люди преклонного возраста вынуждены рассчитывать на своих детей; 3) относительное равенство мужчин и женщин, стремление последних получить образование, овладеть престижной профессией не способствуют повышению рождаемости, напротив, задавленное, приниженное различными патриархально-религиозными предрассудками положение женщины в развивающемся мире, особенно в исламских государствах, превращает её в орудие рождения и воспитания детей. 

Однако эта тенденция в развитом мире привела к естественной убыли населения и депопуляционным процессам. Это связано в первую очередь с дезорганизацией семьи в буржуазном обществе, потребительским отношением к сексу и различными болезнями, связанными с этим, погоне за прибылью, резким сокращением свободного времени.

Переход от капитализма к коммунизму уничтожает как взрывной рост населения, так и депопуляционные процессы. Если каждой общественно-экономической формации присущ свой закон народонаселения, если при капитализме его воспроизводство регулируется законами спроса и предложения на рабочую силу, развивается в рамках вопиющего неравенства в уровне жизни развитых и развивающихся государств, то коммунизм, уничтожая эксплуатацию, сближая и сливая нации, выравнивая уровень жизни, изживая отсталые традиции прошлого, даст новый закон народонаселения. Здесь уже не будет ни неконтролируемой «дикой» рождаемости, ни депопуляционных процессов. Детей будет рождаться столько, сколько это действительно будет нужно людям. Дальнейшее развитие медицины позволит снизить смертность и продлить жизнь людям, однако вследствие высокого уровня производительных сил и равном участии людей в производстве это не будет приводить к таким чудовищным противоречиям, к каким это приводит при капитализме. Обобществление производства, ликвидация частной собственности и связанных с ней корыстных индивидуалистических интересов, уничтожение коммерческого, порнографического характера культуры, перестройка семьи на коммунистических началах, то есть создание таких условий, когда отношения полов, основанные на любви и взаимном уважении, станут сугубо личным делом без всякой необходимости правового и административного вмешательства, когда воспитание детей станет по настоящему общественным делом (то есть, посредством развития общественных учреждений, помогающих в воспитании), тогда можно будет говорить о преодолении капиталистического закона народонаселения и замены его коммунистическим.

 

Декабрь 2005 года

 

Владимир Орлов  

 

 

 

Сайт создан в системе uCoz