Заметки о некоторых высказываниях Зюганова, изобличающих его как оппортуниста

 

   В данной статье мы приведём лишь некоторые высказывания лидера КПРФ, которые убедительно свидетельствуют об отходе его от марксистско-ленинских принципов. И это отнюдь не выдумки грязных кремлёвских политтехнологов. Это высказывания самого Геннадия Зюганова.

   Всероссийская конференция КПРФ, состоявшаяся в апреле 1994 года, в резолюции «О патриотизме и отношении к правящему режиму» провозгласила:

 

«…Мысли и чувства десятков миллионов соотечественников, осознавших разрушение Советского Союза как общенациональную и личную трагедию, все сильнее выражаются в государственно-патриотической идее. Коммунистическая партия Российской Федерации заявляет эту идею в качестве стержневой для своей деятельности» («Советская Россия», 28.04.1994 г.).

 

   Перед нами пресловутый национал-патриотизм, который не имеет ничего общего с марксизмом. А почему? Потому, что он отрекается от его краеугольных камней: революционной сущности, от учения о государстве, о диктатуре пролетариата, от учения об авангардной роли партии как организатора борьбы рабочих за социализм, вообще, от классового анализа действительности. Патриотизм – что это? Вечное и неизменное понятие или развивающееся, наполняющееся от эпохи к эпохе новым содержанием? В классовом обществе патриотизм не может быть надклассовым, патриотизмом «вообще», ибо каждый класс выражает своё отношение к отечеству через присущие ему интересы. Начиная с ранних ступеней развития капитализма буржуазия начинает подменять патриотизм – естественное чувство людей любви к Родине – национализмом. Патриотизм предполагает уважительное отношение к другим народам, поэтому он не противостоит интернационализму, более того, он предполагает его. Национализм по природе своей агрессивен и противостоит интернационализму, служит интересам буржуазии в деле стравливания рабочих разных или одной многонациональной страны и ослабления рабочего движения целом. Таким образом, лозунг национал-патриотизма крайне вреден, поскольку он выхолащивает самую суть патриотизма, незаметно подменяя его национализмом. Он облекает патриотизм в одежды национализма, учит воспринимать национализм как выражение патриотизма. Он затрудняет задачу разъяснения органичности и непротиворечивости сочетания патриотизма и интернационализма. Поэтому национал-патриотизм является предательством интересов трудящегося и эксплуатируемого народа, принесением их в жертву буржуазии. Национал-патриотизм есть предательство дела социалистической революции.

   Своё отречение от марксистской теории пролетарской диктатуры и слома буржуазной государственной машины Зюганов «обосновывает» следующим образом. Он пишет в своей «Державе»:

    «Если посмотреть технологию, она укладывается в троичную систему старого Российского государства: Бог, царь и Отечество. Именно эти три слова были написаны на знаменах. Пришли большевики. И - Бога долой, царя – мало того, что долой, еще жизни лишили вместе с семейством! Отечество развалилось. Пришли, попробовали – ничего не выходит. Вместо Бога, по существу, светская форма христианства – социалистический идеал. Можете положить рядом кодекс строителя коммунизма и Нагорную проповедь: морально-этические постулаты совпадают. Без царя попробовали – ничего не получается. Появился генсек. Нужно Отечество – Отечество удержали, пусть и с помощью национально-территориального деления» (стр.50).

 

   И это говорит лидер партии, именующей себя коммунистической? Больше похоже на монархистский бред!

  Дальше – больше! Редактор газеты «Оппозиция» В. Журавлёв задал Зюганову следующий вопрос:

  

   «Геннадий Андреевич, а вот как быть с такими понятиями, можно сказать, краеугольными понятиями марксизма-ленинизма, как пролетарская диктатура и пролетарский интернационализм? Вот сегодня ваша партия, она на этих понятиях базируется, или вы отказались от них?»

 

   Вот что ответил Зюганов:

 

   «Я хочу сказать… Мы все… Основным критерием проверки любой теории является практика, жизнь. В чем гениальность Ленина? Что он был в высочайшей степени диалектик. Он говорил, что можно перейти к социализму без товарно-денежных отношений, осуществляя прямой продуктообмен. Попробовали – не вышло. В два-три месяца приняли решения, которые позволили стране выйти из крайне тяжелого положения.

   Мы с собой берем все лучшее из наследства, то, что прежде всего проверенно жизнью. Доказано в том числе и практикой нашего рабоче-крестьянского государства, что диктатура бесперспективна. Любая диктатура – боярская, пролетарская, дворянская…».

 

   Что это, как не оппортунизм? Верно. Теория должна исправляться практикой. Но действительные коммунисты не могут проводить ревизию основ марксизма-ленинизма, подменять марксистские понятия буржуазными. Диктатура бесперспективна? Но читал ли тогда тов. Зюганов произведение Ленина «Пролетарская революция и ренегат Каутский»? Думаю что читал. Просто не выдержал натиска буржуазии, испугался его, встал на путь сговора с ней и скатился в болото оппортунизма.  Конечно, Зюганов здесь «забыл», что всякое государство является органом диктатуры господствующего класса, что демократия при капитализме есть демократия для меньшинства, для буржуа, и диктатура по отношению к большинству, к пролетариату; пролетарская же диктатура есть демократия для большинства трудящихся и диктатура по отношению к меньшинству, к буржуа.

   Далее. В докладе Зюганова на ІІІ съезде КПРФ в январе 1995 года, после изображения устрашающего образа антинародного режима он дает рецепт его устранения:

    «Если его (режим – В. О.) вынудить некоторое время существовать в условиях мирного ненасильственного развития и правовой стабилизации, он будет немедленно сметен оппозицией. А в оппозиции к нему по сути находится вся страна».

 

   Перед нами фактическое тушение классовой борьбы, предательство рабочего движения. Лидер коммунистической партии предлагает прекратить бороться с режимом, дать ему возможность ненасильственного развития и правовой стабилизации. Не нужно быть пророком, чтобы сказать, что за этим последует отнюдь не разрушение антинародного режима, а напротив, его укрепление, укрепление буржуазных государственных институтов, буржуазного права. С чего ради он будет сметён оппозицией? Зюганов не просто лицемерит, а целенаправленно уводит трудящихся в сторону от борьбы. С момента свершения контрреволюционного переворота прошло уже 15 лет. За это время режим окреп, и огромную роль в этом сыграла руководимая Зюгановым КПРФ, ибо вместе со своим лидером усыпляла народные массы, проводила линию на согласие в обществе, чем и способствовала стабилизации нынешнего состояния власти и ситуации в России в целом.

  Конечно, ни о какой плановой экономике, постепенном вытеснении товарно-денежных отношений для Зюганова не может быть и речи. Ему в сто крат «милее» многоукладная экономика, которую он хочет видеть не как временную меру при переходе от капитализма к коммунизму, а как основу экономических отношений при социализме, что на деле есть не более чем консервация на веки вечные частнособственнических отношений. Для него, как и для всех оппортунистов, выскочивших после 1986 года, из экономической истории СССР дороже всего НЭП.

   Признание частной собственности Зюгановым связано с тем, что он в своих теоретических изысканиях отношений собственности не смог пойти дальше дуализма частного и государственного. Так, в статье «На исходе трагического семилетия» он высказывает такую точку зрения на источники революционных всплесков:

 

   «Говоря о причинах глубоких политических потрясений, видимо, главную из них надо искать не только в бездарности монархов и политиков, и тем более не в злонамеренных кознях большевиков, а в том, что абсолютное преобладание частной собственности и эгоистической психологии к началу века пришли в вопиющее противоречие с общественными потребностями, вынудили провести коренную перестройку прежде всего экономических отношений.. Своим же опытом мы доказали, что только государственная собственность ведет, по сути, в тот же тупик. Вся мудрость сегодняшних управленцев заключается в том, чтобы найти ту золотую середину, то оптимальное соотношение коллективных и личных интересов, которые уберегли бы народы планеты от новых взрывов и катаклизмов (т.е. от новых революций – В.О.) К сожалению, наши современные революционеры не хотят заниматься этой кропотливой и очень сложной работой. Гораздо проще идти проторенной дорожкой, искать новых врагов народа и козлов отпущения» («Драма власти» стр. 60).

 

  

   В действительности здесь никакого дуализма не существует. Всякому марксисту ясно и история развития природы и общества подтверждает это, что противоречие в своём развитии доходит до снятия противоположностей. Зюганов же, как и все оппортунисты, не хочет идти дальше «оптимального соотношения», «золотой середины». Для сохранения капитализма другой методологии и не нужно. Ведь раз можно достичь «гармонии» между частным и государственным, значит достижима и гармония между трудом и капиталом, развитыми странами и развивающимися. Как всё это подходит к теории государственного патриотизма. В газете «Советская Россия» Зюганов говорил:

 

   «… со всей остротой и трагической обнаженностью мы поставим русский вопрос, русскую драму и трагедию, ибо тот исчезающий ежегодно миллион наших сограждан в основном приходится на русское население, против которого усилиями этой власти ведется многолетний, многоаспектный геноцид. Стирается с лица земли один из самых больших, добрых, значительных, духовно возвышенных народов, который составляет неотъемлемую, драгоценную и неповторимую часть современного человечества. Мы будем говорить о сохранении и сбережении русского народа у нас и в ближнем зарубежье. Русским надо вернуть по всей территории России их исконную работу, занятия. Они должны вернуться на свои заводы, продолжить выпуск умных машин, огромных турбин, гигантских агрегатов, на создание которых и были ориентированны целые поколения русских людей, теперь лишенных права на труд, живущих среди опустевших и заржавевших индустриальных центров» («Советская Россия» № 94 26.08.2003 г.).

 

   Сбережение русского народа? Но об этом говорил и буржуазно-поповский интеллигент Солженицын, которому за антисоветизм империалисты дали Нобелевскую премию. Более того, почему только русский народ в многонациональной стране? Чем это отличается от современных неофашистов в Германии и Австрии, которые требуют вернуть рабочие места немцам? Впрочем, с самим понятием «русский народ» Зюганов носится только для того, чтобы затушевать вопрос, в интересах какого класса весь этот национал-патриотизм. Хотя непосредственно перед выборами он называет вещи своими именами и апеллирует к тому классу, на который более всего рассчитывает. В том же интервью он сказал:

 

   «В кратчайшие сроки должен быть создан русский капитал – средний и малый. Русский предприниматель должен иметь возможность создавать свои малые предприятия, свои торговые места, участвовать в банковской деятельности, в эксплуатации (так и просится – собственных трудящихся, но оппортунист на такое высказывание не способен – В. О.) природных недр. Разве гоже, что вся торговля в крупных городах передана в руки заезжих «гостей», которые продают ту же русскую картошку или русскую рыбу втридорога, вытеснив с рынков исконных хозяев земель?»

 

    Коммунист говорит о необходимости создания класса капиталистов. Замечательно! Sehr gut! Совершенно не важно, кто эксплуатирует российский пролетариат: американские, английские, китайские или русские капиталисты. Суть эксплуатации от этого не меняется. Что касается «гостей», то тут уже Зюганов окончательно скатился к национализму. Того и гляди раздастся клич: «Бей «гостей» - спасай Россию!».

   Далее. Переход от интернационализма к национал-патриотизму означал у Зюганова переход от материализма к идеализму, замену диалектического материализма православием.

   Вот что говорит Зюганов по этому поводу: 

 

  «В наступающем веке высокую нравственность и духовность нашему Отечеству сможет обеспечить прочный, базирующийся на взаимном уважении союз государства и церкви, всех традиционных российских конфессий – с признанием особой роли русского Православия в народной жизни. И поверьте мне – это не конъюнктура. Мы на одном из съездов долго обсуждали этот вопрос. И подавляющим большинством все-таки приняли решение: убрать все пункты, отторгающие веру и обряды».

 

   Ничем иным, как самой тривиальной поповщиной это назвать нельзя. Зюганов путает веру и нравственность, за идеализацией церкви не видит (вернее не хочет видеть) её роли в политике, в деле угнетения и одурачивания трудящихся масс.

    Вообще, анализ процесса сползания коммунистического движения на позиции капитулянтства перед религией и предательство для этого марксистско-ленинского подхода к религии и церкви, клевета на советскую историю, замена марксистско-ленинского мировоззрения, которое понимает под духовностью человека и общества не религию, а обширный мир человеческой культуры, науки и искусства как форм деятельности по сохранению и воспроизводству человеческих способностей к творчеству во всех его проявлениях и, особенно, как социального творчества, эта замена необходима для обоснования теории государственного патриотизма в качестве суррогата классового сознания трудящихся. Такая замена означает навязывание пролетарским слоям общества чуждого им буржуазного сознания, претендующего на выражение интересов всего народа.

   Не случайно, на смену классовым противоположностям в анализе социальных процессов этот национал-патриотизм даёт расплывчатые определения: народ, власть, держава, отечественная экономика, отечественный товаропроизводитель, работодатель, производство, либералы и патриоты, русские, славяне, народ и олигархи, хозяйственная система, общеевропейские стандарты развития, интересы России, США, Украины, Европы, Запада и т.д. и т.п. Методологию марксизма национал-патриотизм заменяет методологией геополитики – этой служанки империализма, в которой анализ классовых интересов заменяется анализом «интересов» стран, народов, континентов и цивилизаций именно для затушевывания классовых противоположностей труда и капитала, буржуазии и пролетариата.

   Вот, наконец, мы добрались до самой злободневной темы. До связи Зюганова с олигархами, в частности с М. Ходорковским. Очень показательно в этом отношении интервью, данное им журналистам «Московского комсомольца» №186, 29.08.2003 г. по поводу поддержки Ходорковского:

   «- А как вы объясните то обстоятельство, что в список КПРФ может войти господин Муравленко, который недавно оставил пост председателя Совета директоров ЮКОСа?»

 

     Ответ Зюганова:

   

   «У Муравленко левые взгляды, которых он никогда не скрывал. Мы рассматриваем его кандидатуру, он выступает исключительно от себя как человек и гражданин».

 

    Но журналисты своими вопросами явно загоняли «коммуниста номер один» в угол:

 

   «Вокруг КПРФ сегодня скопилось слишком много представителей ЮКОСа, чтобы можно было говорить об инициативе отдельного «человека и гражданина». По нашей информации в список компартии могут войти представители компании с фамилиями Кондауров, Угаров, Агаев. Вы и после этого будете отрицать, что ЮКОС финансирует КПРФ?»

 

    Зюганов ответил в своем стиле:

 

   «Алексей Кондауров на прошлых выборах шел с нами по Дальнему Востоку. Это тоже человек левых взглядов. А что касается других, то я еще с ними не знаком. Познакомимся, видно будет».

 

«- Но согласитесь, – продолжали наступать корреспонденты «МК», – что в последнее время возник такой термин, как «красные бизнесмены». Эти люди приходят в Думу по вашим спискам, используют ваш политический ресурс и получают определенные бизнес-результаты».

 

   Ответ Зюганова в концентрированном виде выразил весь оппортунизм КПРФ:

 

  «У нас программное требование за создание многоукладной экономики при преобладании в некоторых отраслях (NB: теперь Зюганов говорит уже только о некоторых отраслях) госсобственности. Мы поддерживаем деловой мир, мы обнародовали обращение к малому и среднему бизнесу. Мы принимали ряд законов, касающихся поддержки бизнеса. И это нормальное явление (для либералов – да, для коммунистов – нет! – В.О.). А вы что, хотите, чтобы с партией власти, которая захватила все заводы, рудники, прииски, телеканалы, мы боролись с трехлинейной винтовкой наперевес? Смешно просто. Партия – это прежде всего идеи, кадры и средства. Если средств нет, партии не живут».

 

  Короче, класс капиталистов-эксплуататоров растёт и множится, в том числе благодаря тому, что фракция КПРФ проталкивает законы о поддержке бизнеса.

   Можно конечно сказать, что сейчас лидер КПРФ изменил своё мнение. Однако все подобные утверждения, во-первых, будут утверждениями лживыми, а во-вторых, едва ли можно доверять человеку, который меняет своё мнение от выборов к выборам. Впрочем, не секрет и не тайна (разве что для ярых сторонников КПРФ, которые за своим фанатизмом ничего не видят дальше собственного носа), что сегодня связи КПРФ и ЮКОСа остались, даже несмотря на развал этой нефтяной компании, поскольку осколки её акционерного капитала сохранились в руках Невзлина и других членов правления, активно финансирующих «объединённую оппозицию».

  

 

5 сентября 2005 г.

 

Владимир Орлов 

 

Сайт создан в системе uCoz