Заметки о некоторых высказываниях Зюганова, изобличающих его как оппортуниста
В данной
статье мы приведём лишь некоторые высказывания лидера КПРФ, которые убедительно
свидетельствуют об отходе его от марксистско-ленинских принципов. И это отнюдь
не выдумки грязных кремлёвских политтехнологов. Это высказывания самого
Геннадия Зюганова.
Всероссийская конференция КПРФ, состоявшаяся в апреле 1994 года, в резолюции «О патриотизме и отношении к правящему режиму» провозгласила:
«…Мысли и чувства десятков миллионов соотечественников, осознавших разрушение Советского Союза как общенациональную и личную трагедию, все сильнее выражаются в государственно-патриотической идее. Коммунистическая партия Российской Федерации заявляет эту идею в качестве стержневой для своей деятельности» («Советская Россия», 28.04.1994 г.).
Перед нами пресловутый
национал-патриотизм, который не имеет ничего общего с марксизмом. А почему?
Потому, что он отрекается от его краеугольных камней: революционной сущности,
от учения о государстве, о диктатуре пролетариата, от учения об авангардной
роли партии как организатора борьбы рабочих за социализм, вообще, от классового
анализа действительности. Патриотизм – что это? Вечное и неизменное понятие или
развивающееся, наполняющееся от эпохи к эпохе новым содержанием? В классовом
обществе патриотизм не может быть надклассовым, патриотизмом «вообще», ибо
каждый класс выражает своё отношение к отечеству через присущие ему интересы.
Начиная с ранних ступеней развития капитализма буржуазия начинает подменять
патриотизм – естественное чувство людей любви к Родине – национализмом.
Патриотизм предполагает уважительное отношение к другим народам, поэтому он не
противостоит интернационализму, более того, он предполагает его. Национализм по
природе своей агрессивен и противостоит интернационализму, служит интересам
буржуазии в деле стравливания рабочих разных или одной многонациональной страны
и ослабления рабочего движения целом. Таким образом, лозунг
национал-патриотизма крайне вреден, поскольку он выхолащивает самую суть
патриотизма, незаметно подменяя его национализмом. Он облекает патриотизм в
одежды национализма, учит воспринимать национализм как выражение патриотизма.
Он затрудняет задачу разъяснения органичности и непротиворечивости сочетания патриотизма
и интернационализма. Поэтому национал-патриотизм является предательством
интересов трудящегося и эксплуатируемого народа, принесением их в жертву
буржуазии. Национал-патриотизм есть предательство дела социалистической
революции.
Своё отречение от марксистской теории
пролетарской диктатуры и слома буржуазной государственной машины Зюганов
«обосновывает» следующим образом. Он пишет в своей «Державе»:
«Если посмотреть
технологию, она укладывается в троичную систему старого Российского государства:
Бог, царь и Отечество. Именно эти три слова были написаны на знаменах. Пришли
большевики. И - Бога долой, царя – мало того, что долой, еще жизни лишили
вместе с семейством! Отечество развалилось. Пришли, попробовали – ничего не
выходит. Вместо Бога, по существу, светская форма христианства –
социалистический идеал. Можете положить рядом кодекс строителя коммунизма и
Нагорную проповедь: морально-этические постулаты совпадают. Без царя
попробовали – ничего не получается. Появился генсек. Нужно Отечество –
Отечество удержали, пусть и с помощью национально-территориального деления»
(стр.50).
И это говорит лидер партии, именующей себя
коммунистической? Больше похоже на монархистский бред!
Дальше – больше! Редактор газеты «Оппозиция»
В. Журавлёв задал Зюганову следующий вопрос:
«Геннадий Андреевич, а вот как быть с такими понятиями,
можно сказать, краеугольными понятиями марксизма-ленинизма, как пролетарская
диктатура и пролетарский интернационализм? Вот сегодня ваша партия, она на этих
понятиях базируется, или вы отказались от них?»
Вот что ответил Зюганов:
«Я хочу сказать… Мы все… Основным критерием проверки любой
теории является практика, жизнь. В чем гениальность Ленина? Что он был в
высочайшей степени диалектик. Он говорил, что можно перейти к социализму без
товарно-денежных отношений, осуществляя прямой продуктообмен. Попробовали – не
вышло. В два-три месяца приняли решения, которые позволили стране выйти из
крайне тяжелого положения.
Мы с собой берем
все лучшее из наследства, то, что прежде всего проверенно жизнью. Доказано в
том числе и практикой нашего рабоче-крестьянского государства, что диктатура
бесперспективна. Любая диктатура – боярская, пролетарская, дворянская…».
Что это, как
не оппортунизм? Верно. Теория должна исправляться практикой. Но действительные
коммунисты не могут проводить ревизию основ марксизма-ленинизма, подменять
марксистские понятия буржуазными. Диктатура бесперспективна? Но читал ли тогда
тов. Зюганов произведение Ленина «Пролетарская революция и ренегат Каутский»?
Думаю что читал. Просто не выдержал натиска буржуазии, испугался его, встал на
путь сговора с ней и скатился в болото оппортунизма. Конечно, Зюганов здесь «забыл», что всякое
государство является органом диктатуры господствующего класса, что демократия
при капитализме есть демократия для меньшинства, для буржуа, и диктатура по
отношению к большинству, к пролетариату; пролетарская же диктатура есть
демократия для большинства трудящихся и диктатура по отношению к меньшинству, к
буржуа.
Далее.
В докладе Зюганова на ІІІ съезде КПРФ в январе 1995 года, после изображения
устрашающего образа антинародного режима он дает рецепт его устранения:
«Если его (режим – В. О.) вынудить некоторое время
существовать в условиях мирного ненасильственного развития и правовой
стабилизации, он будет немедленно сметен оппозицией. А в оппозиции к нему по
сути находится вся страна».
Перед нами фактическое тушение классовой борьбы,
предательство рабочего движения. Лидер коммунистической партии предлагает
прекратить бороться с режимом, дать ему возможность ненасильственного развития
и правовой стабилизации. Не нужно быть пророком, чтобы сказать, что за этим
последует отнюдь не разрушение антинародного режима, а напротив, его
укрепление, укрепление буржуазных государственных институтов, буржуазного
права. С чего ради он будет сметён оппозицией? Зюганов не просто лицемерит, а
целенаправленно уводит трудящихся в сторону от борьбы. С момента свершения
контрреволюционного переворота прошло уже 15 лет. За это время режим окреп, и
огромную роль в этом сыграла руководимая Зюгановым КПРФ, ибо вместе со своим
лидером усыпляла народные массы, проводила линию на согласие в обществе, чем и
способствовала стабилизации нынешнего состояния власти и ситуации в России в целом.
Конечно, ни о какой плановой экономике,
постепенном вытеснении товарно-денежных отношений для Зюганова не может быть и
речи. Ему в сто крат «милее» многоукладная экономика, которую он хочет видеть
не как временную меру при переходе от капитализма к коммунизму, а как основу
экономических отношений при социализме, что на деле есть не более чем
консервация на веки вечные частнособственнических отношений. Для него, как и
для всех оппортунистов, выскочивших после 1986 года, из экономической истории
СССР дороже всего НЭП.
Признание частной собственности Зюгановым
связано с тем, что он в своих теоретических изысканиях отношений собственности
не смог пойти дальше дуализма частного и государственного. Так, в статье «На
исходе трагического семилетия» он высказывает такую точку зрения на источники
революционных всплесков:
«Говоря о причинах глубоких политических потрясений,
видимо, главную из них надо искать не только в бездарности монархов и
политиков, и тем более не в злонамеренных кознях большевиков, а в том, что
абсолютное преобладание частной собственности и эгоистической психологии к
началу века пришли в вопиющее противоречие с общественными потребностями,
вынудили провести коренную перестройку прежде всего экономических отношений..
Своим же опытом мы доказали, что только государственная собственность ведет, по
сути, в тот же тупик. Вся мудрость сегодняшних управленцев заключается в том,
чтобы найти ту золотую середину, то оптимальное соотношение коллективных и
личных интересов, которые уберегли бы народы планеты от новых взрывов и
катаклизмов (т.е. от новых революций – В.О.) К сожалению, наши современные
революционеры не хотят заниматься этой кропотливой и очень сложной работой.
Гораздо проще идти проторенной дорожкой, искать новых врагов народа и козлов
отпущения» («Драма власти» стр. 60).
В действительности здесь никакого дуализма
не существует. Всякому марксисту ясно и история развития природы и общества
подтверждает это, что противоречие в своём развитии доходит до снятия
противоположностей. Зюганов же, как и все оппортунисты, не хочет идти дальше
«оптимального соотношения», «золотой середины». Для сохранения капитализма
другой методологии и не нужно. Ведь раз можно достичь «гармонии» между частным
и государственным, значит достижима и гармония между трудом и капиталом,
развитыми странами и развивающимися. Как всё это подходит к теории
государственного патриотизма. В газете «Советская Россия» Зюганов говорил:
«… со всей остротой и трагической обнаженностью мы поставим
русский вопрос, русскую драму и трагедию, ибо тот исчезающий ежегодно миллион
наших сограждан в основном приходится на русское население, против которого
усилиями этой власти ведется многолетний, многоаспектный геноцид. Стирается с
лица земли один из самых больших, добрых, значительных, духовно возвышенных
народов, который составляет неотъемлемую, драгоценную и неповторимую часть
современного человечества. Мы будем говорить о сохранении и сбережении русского
народа у нас и в ближнем зарубежье. Русским надо вернуть по всей территории
России их исконную работу, занятия. Они должны вернуться на свои заводы,
продолжить выпуск умных машин, огромных турбин, гигантских агрегатов, на
создание которых и были ориентированны целые поколения русских людей, теперь
лишенных права на труд, живущих среди опустевших и заржавевших индустриальных
центров» («Советская Россия» № 94 26.08.2003 г.).
Сбережение русского народа? Но об этом
говорил и буржуазно-поповский интеллигент Солженицын, которому за антисоветизм
империалисты дали Нобелевскую премию. Более того, почему только русский народ в
многонациональной стране? Чем это отличается от современных неофашистов в
Германии и Австрии, которые требуют вернуть рабочие места немцам? Впрочем, с
самим понятием «русский народ» Зюганов носится только для того, чтобы
затушевать вопрос, в интересах какого класса весь этот национал-патриотизм.
Хотя непосредственно перед выборами он называет вещи своими именами и
апеллирует к тому классу, на который более всего рассчитывает. В том же
интервью он сказал:
«В кратчайшие
сроки должен быть создан русский капитал – средний и малый. Русский
предприниматель должен иметь возможность создавать свои малые предприятия, свои
торговые места, участвовать в банковской деятельности, в эксплуатации (так и
просится – собственных трудящихся, но оппортунист на такое высказывание не
способен – В. О.) природных недр. Разве гоже, что вся торговля в крупных
городах передана в руки заезжих «гостей», которые продают ту же русскую
картошку или русскую рыбу втридорога, вытеснив с рынков исконных хозяев
земель?»
Коммунист говорит о необходимости создания класса
капиталистов. Замечательно! Sehr
gut! Совершенно не важно, кто эксплуатирует российский
пролетариат: американские, английские, китайские или русские капиталисты. Суть
эксплуатации от этого не меняется. Что касается «гостей», то тут уже Зюганов
окончательно скатился к национализму. Того и гляди раздастся клич: «Бей
«гостей» - спасай Россию!».
Далее. Переход от интернационализма к
национал-патриотизму означал у Зюганова переход от материализма к идеализму,
замену диалектического материализма православием.
Вот что говорит Зюганов по этому
поводу:
«В наступающем веке высокую нравственность и духовность
нашему Отечеству сможет обеспечить прочный, базирующийся на взаимном уважении
союз государства и церкви, всех традиционных российских конфессий – с
признанием особой роли русского Православия в народной жизни. И поверьте мне –
это не конъюнктура. Мы на одном из съездов долго обсуждали этот вопрос. И
подавляющим большинством все-таки приняли решение: убрать все пункты,
отторгающие веру и обряды».
Ничем иным, как самой тривиальной поповщиной это
назвать нельзя. Зюганов путает веру и нравственность, за идеализацией церкви не
видит (вернее не хочет видеть) её роли в политике, в деле угнетения и
одурачивания трудящихся масс.
Вообще, анализ процесса сползания
коммунистического движения на позиции капитулянтства перед религией и
предательство для этого марксистско-ленинского подхода к религии и церкви,
клевета на советскую историю, замена марксистско-ленинского мировоззрения,
которое понимает под духовностью человека и общества не религию, а обширный мир
человеческой культуры, науки и искусства как форм деятельности по сохранению и
воспроизводству человеческих способностей к творчеству во всех его проявлениях
и, особенно, как социального творчества, эта замена необходима для обоснования
теории государственного патриотизма в качестве суррогата классового сознания
трудящихся. Такая замена означает навязывание пролетарским слоям общества
чуждого им буржуазного сознания, претендующего на выражение интересов всего
народа.
Не случайно, на смену классовым
противоположностям в анализе социальных процессов этот национал-патриотизм даёт
расплывчатые определения: народ, власть, держава, отечественная экономика,
отечественный товаропроизводитель, работодатель, производство, либералы и
патриоты, русские, славяне, народ и олигархи, хозяйственная система,
общеевропейские стандарты развития, интересы России, США, Украины, Европы, Запада
и т.д. и т.п. Методологию марксизма национал-патриотизм заменяет методологией
геополитики – этой служанки империализма, в которой анализ классовых интересов
заменяется анализом «интересов» стран, народов, континентов и цивилизаций
именно для затушевывания классовых противоположностей труда и капитала,
буржуазии и пролетариата.
Вот, наконец, мы добрались до самой
злободневной темы. До связи Зюганова с олигархами, в частности с М.
Ходорковским. Очень показательно в этом отношении интервью, данное им журналистам
«Московского комсомольца» №186, 29.08.2003 г. по поводу поддержки
Ходорковского:
«- А как вы
объясните то обстоятельство, что в список КПРФ может войти господин Муравленко,
который недавно оставил пост председателя Совета директоров ЮКОСа?»
Ответ Зюганова:
«У Муравленко левые
взгляды, которых он никогда не скрывал. Мы рассматриваем его кандидатуру, он
выступает исключительно от себя как человек и гражданин».
Но журналисты своими вопросами явно
загоняли «коммуниста номер один» в угол:
«Вокруг КПРФ
сегодня скопилось слишком много представителей ЮКОСа, чтобы можно было говорить
об инициативе отдельного «человека и гражданина». По нашей информации в список
компартии могут войти представители компании с фамилиями Кондауров, Угаров,
Агаев. Вы и после этого будете отрицать, что ЮКОС финансирует КПРФ?»
Зюганов ответил в своем стиле:
«Алексей Кондауров
на прошлых выборах шел с нами по Дальнему Востоку. Это тоже человек левых
взглядов. А что касается других, то я еще с ними не знаком. Познакомимся, видно
будет».
«-
Но согласитесь, – продолжали наступать корреспонденты «МК», – что в последнее
время возник такой термин, как «красные бизнесмены». Эти люди приходят в Думу
по вашим спискам, используют ваш политический ресурс и получают определенные
бизнес-результаты».
Ответ Зюганова в концентрированном виде
выразил весь оппортунизм КПРФ:
«У нас программное
требование за создание многоукладной экономики при преобладании в некоторых
отраслях (NB: теперь Зюганов говорит уже только о некоторых отраслях)
госсобственности. Мы поддерживаем деловой мир, мы обнародовали обращение к
малому и среднему бизнесу. Мы принимали ряд законов, касающихся поддержки
бизнеса. И это нормальное явление (для либералов – да, для коммунистов – нет! –
В.О.). А вы что, хотите, чтобы с партией власти, которая захватила все заводы,
рудники, прииски, телеканалы, мы боролись с трехлинейной винтовкой наперевес?
Смешно просто. Партия – это прежде всего идеи, кадры и средства. Если средств
нет, партии не живут».
Короче, класс капиталистов-эксплуататоров
растёт и множится, в том числе благодаря тому, что фракция КПРФ проталкивает
законы о поддержке бизнеса.
Можно конечно сказать, что сейчас лидер КПРФ
изменил своё мнение. Однако все подобные утверждения, во-первых, будут
утверждениями лживыми, а во-вторых, едва ли можно доверять человеку, который
меняет своё мнение от выборов к выборам. Впрочем, не секрет и не тайна (разве
что для ярых сторонников КПРФ, которые за своим фанатизмом ничего не видят
дальше собственного носа), что сегодня связи КПРФ и ЮКОСа остались, даже
несмотря на развал этой нефтяной компании, поскольку осколки её акционерного
капитала сохранились в руках Невзлина и других членов правления, активно
финансирующих «объединённую оппозицию».
5
сентября 2005 г.
Владимир
Орлов